mari_sheihova (mari_sheihova) wrote,
mari_sheihova
mari_sheihova

Categories:

Убра.

DSC02890

Так получилось, что мое родное село Убра я посещаю благодаря моим московским друзьям. Оно для нас стало своеобразным местом паломничества, а для всех - символом малой родины и щемящей любви к прошлому, с которым мы все больше утрачиваем связь. Но я верю, что оно же- и символ нашего возвращения к сами себе, и память о традициях наших предков, масштаб которых мы понимаем все больше по мере утраты своих корней и измельчания , то есть выравнивания всех в период глобализации. Развитие цивилизации не есть развитие культуры. По крайней мере, руины прошлого возвышаются над нами, как вершины, к которым надо подниматься и подниматься.

Перед входом в Убра стоят памятники ушедшим из села в поисках лучшей жизни или отправленным насильно в Сибирь и не сумевшим вернуться на свою родину -  такая традиция  идет из глубины веков , такие памятники можно увидеть почти  во всех селах Дагестана.

По ходу буду давать информацию с сайта "Односельчане" :Убра - один из небольших узденских аулов бывшего Кази-кумухского шамхальства, потом ханства, впоследствии округа, а ныне Лакского района Республики Дагестан. Кульминации своего роста он достиг в предвоенные годы, когда по переписи 1935 года в нем числилось 137 семей с населением 543 человека. С 60-х годов XX века Убра постигла та же участь, что и другие сельские населенные пункты страны, в том числе и Дагестана, - уход молодежи, а за нею и старшего поколения на равнины, в города. Сейчас в Убра живет не более десятка семей, если не считать примерно столько же жителей городов, сохранивших свои дома под шиферными и железными крышами и периодически приезжающих туда подышать родным воздухом.

В машине по бездорожью надо проехать 5 километров, мы пошли пешком , это три километра дороги. Нет, все-таки путешествовать надо пешком, иначе столько красот бы не увидели. Альпийские луга , разнотравье, обрывы и овраги, подъемы и спуски... Вот такой экстрим тоже был- пройти как по ниточке над обрывом







DSC02901



Черепки родной речи в ущелье Убра собирала,
на тминных кустах поскользнулась,
за чабрец ухватилась рукой.
Всего-то  - трава,
над обрывом в горах удержала...


Нам с Наташей, гостьей из Москвы, очень повезло: я впервые встретила человека, который знает названия всех трав и деревьев, всех цветов. Девочки не отставали от нее ни на шаг, и веночки сплели, и все узнали о цветах, а я наконец соединила в одну картинку существовавшие в моем воображении отдельно названия и сами цветы. Камень был горяч, а не горюч,  солнце не жгло, а ласкало, ветер насвистывал что-то веселое, пчелы точно знали, что для изготовления меда мы не годимся, перепелки или куропатки нас не боялись, в густых зарослях змей не было - рай да и только

DSC02964

короткие привалы- и снова по тропам вверх.

Убра расположен примерно в трех километрах северо-западнее районного центра Кумух, левее и выше дороги, ведущей в Мегеб и Чох Гунибского района. Из Кумуха видны лишь скоба полуразвалившихся каменных домов и несколько сохранившихся тополей. Со всех сторон аул опоясан глубокими скалистыми обрывами и крутыми, кое-где почти отвесными покосами и пастбищами. Лишь с двух сторон он связан с внешним миром: на северо-западе - крутой и извилистой шоссейной дорогой, спускающейся к долине речки и шоссейной дороге, а на юго-востоке - еще более крутой и узкой пешеходной дорогой, ведущей мимо аула Виртащи (вернее, места, где он был) в Кумух.

Со всех сторон село опоясано глубокими скальными обрывами и отвесными откосами.


DSC02925

Мы уехали из села где-то году в 1966-м, мама пыталась строить дом, но не одолела, а потом и вовсе после инсульта не смогла ездить в родное село- давление сразу зашкаливало.  А вот мой брат Абдул Газалиев, (про братьев здесь: "Убринцы не отстали и в спорте. Широко известен государственный тренер РД по каратэ Муртазалиев Омар; много сделал для развития бокса в республике Курбанов Ширвани; Газалиев Абдуллах воспитал немало бойцов по ушу-саньда") - построил дом в селе- на самом высоком месте, вот мы к нему и идем

DSC02917

Невозможно привыкнуть к встречающимся в горах захоронениям  - в этих памятниках такая мощь восстания камня, его укорененности в земле, его стоического молчания и в то же время такое знание смысла и ценности жизни, что они кажутся единственной подлинностью на этой земле. А тайна арабской вязи и знание героической истории предков, их суровой жизни -все вместе наполняет ощущением того, что ушедшие оберегают нас вопреки тому, что наша историческая память оказалась короче их земной жизни


Почти каждый аул имеет свое предание о происхождении названия. Например, Бурши - она здесь, Бурттун - верховые, Щар - село, Щущар - новое село, Гьамиящи - толкай-ка оттуда, Ниц1авк1ул - мышь в меду, Урими - лохматые, Ч1яйми (Кая) -рыжие, Лахъир - длинные, Къурул - морковники, Гьуяйми -веятели, ЩукГул - познавшие огонь, Щудахар - ц1у дакъар -нет огня, значит, не горит сигнальный огонь, оповещающий о войне или другом бедствии, все спокойно. Или, скажем, гора Вац1илу - соль снизу: копали, копали вершину и наткнулись на солевые залежи: и действительно, вершина этой горы седловидная, двугорбая, что хорошо видно и на фотографии на фоне аула Убра.

Говорили, что Вилттащи значит «твоя овца здесь». Но уроженец этого аула публично опроверг эту версию и утверждал, что название произошло от слова «вирттал» - герои, Виртащщи - аул героев. Вполне возможно, что оно так и есть.

, Существует предание и о происхождении названия аула Убра. Говорят, что когда-то, в далекие времена, потерялся сын какого-то правителя, его искали и нашли в этом селении. Когда, как принято в горах, с той горы на эту громко крикнули, там ли он, из аула ответили: «Ур!» - есть, мол, нашли. Отсюда и название аула - Ур или Увур, как его называют у лакцев.


DSC02893

Все ближе село, все труднее дорога- мы вышли к той части села, куда путники не поднимаются, и попали в капкан из крапивы. Обжигает, однако, но я ничего не почувствовала


DSC02926

На помощь приходит Гаджимагомед, издалека заметивший и гостей, и то, что идут они прямо в крапивные заросли


DSC02927

Мы пьем чай , Наташа ликует: мы нашли даже кофе. Осматриваем двор - это стене триста лет, утверждает хозяин

DSC02932

Идем дальше. Эта женщина сидела на камне у озера, она почти не видит, но замечает все. как ей это удается, не знаю.

DSC02935

за ее спиной тоже был бы неплохой собеседник, но он даже не смотрит в нашу сторону- поплавал, теперь выходит на берег

DSC02946

Люди очень гостеприимны. Нас увидел  Исмаил и завел в гости, сопротивляться бесполезно. В доме нас накормили,напоили, рассказали о степени нашего родства, дали каждому по кругу свежайшего сыра (вот Наташа держит его в руке) и проводили дальше по селу

DSC02940

Идем вверх, я оглядываю село и ищу место, где когда-то был наш дом

DSC02947

Откуда-то, как из сказки, появляется этот селянин и предлагает свою помощь: он готов показать место, где когда-то был наш дом, благо, что он сам живет рядом. Вот эти заросли малины гороха и есть наш бывший дом.
Я лет 20 мечтала поесть горох с грядки, помню вкус с детства, помню колхозные поля, где мы его детьми собирали тайком и лакомились вволю - и надо же, именно здесь я нашла наконец эти заросли. Исчезнувший дом моих родителей знал чем меня встретить:)

DSC02951
А это дом моего дяди- Кушиева Ахмеда, инженера Толья\тинского завода автомобилей, с чьим именем связано появление первой машины "Жигули" в Махачкале.


DSC02945

а эти развалины просто царственные. Надо узнать у мамы, кто же жил здесь раньше


DSC02948

А вот и дом Абдула, где нас уже ждет вкуснейший лакский хинкал
DSC02960

Но его дом уже не один здесь. По его примеру дома построили еще несколько махачкалинских убринцев, в том числе известный гостренер по карате Омар Муртузалиев
DSC02959

Кому из вас не слабо так управляться косой? Запах свежескошенной травы умопомрачительно хорош....

1004942_192739017562750_1200483728_n


Побывать в Убра и не отправиться на его старинное кладбище? Идем к зиярату и к могиле великого Мухамеда Убри


Судя по всему, аул Убра существовал еще в доисламское время, т.е. до X века н.э. Об этом можно судить, прежде всего, по сохранившимся на убринском кладбище надгробным камням доисламского времени, а также по ставшему притчей во языцех преданию, неоднократно упомянутому историками и публицистами, что при установлении ислама в горах Дагестана, дольше всех ему сопротивлялись жители Убра под тем предлогом, что у них остались сорок маринованных свиных голов: вот, мол, съедим их, тогда и примем ислам. И по сей день убринцев, шутя, называют свиноедами, а убринцы, в свою очередь, так называют род Битановых, которые якобы были самыми древними жителями Убра. Об этом пишет и А. Булатова: « По преданию, селение Убра основали Битахъул и Х1усайнахъул, выходцы из сел. Табахлу. Семьи эти разрослись и образовали самостоятельный поселок. Окружающие земли они использовали под пашню и пастбище, что вызывало протест со стороны общества сел. Табахлу. Табахлинцы пытались изгнать их оттуда, но это им не удалось из-за неприступности месторасположения сел. Убра» (А. Булатова «Лакцы», 1971, с. 90.).

О том, что Табахлу имел близкое отношение к Убра, я слышал от многих. Об этом же свидетельствует и то, что табахлинцы, в частности Макуевы, имели сенокосные земли за пределами своих границ на территории Убра за пиком Къюнари-бакГу и назывались Гьухъаллащалавалу (Гьухъал - название Табахлу еще до его разрушения Магомед-Ханом).

Комментируя предание о свиных головах, СИ. Габиев в своей книге «Лаки» (1906 г., с. 14) пишет: «В правдоподобности этого предания я не могу сомневаться, потому что жители Убра и в настоящее время плохие мусульмане. По своей физиономии они напоминают типичных евреев с курчавыми волосами». Пусть читателя не шокирует хлесткость высказывания и забота о мусульманстве революционера-большевика и общественного деятеля Дагестана, одного из основателей и первых руководителей нашей республики, - он издал цитируемую книгу в 1906 году, когда ему было всего 23 года. Нас же в приведенной цитате интересует мысль о самобытности жителей Убра, во всяком случае, части их.

Этим не исчерпывается этническая обособленность и самобытность жителей Убра. В этом селении встречаются имена людей и родов, которые нигде у лакцев или других народностей Дагестана не встречаются, и по этой причине не попали даже в исчерпывающую монографию авторитетного исследователя ученого-филолога СМ. Хайдакова «Лексика лакского языка». К ним, в частности, относятся: Дюмюххи, Итнай, Бит1а, Иттабат1а, Аьпяпа, Васа и другие.




DSC02979

Хотя сейчас все чаще хоронят в городе, мне нравится, когда все-таки родная земля становится местом последнего успокоения.
Увы, для многих- это последняя возможность посетить родное село. Но посетить навсегда

Прощайте, вчерашние братья!
Легка ли была дорога?
Чабрец придорожной ратью
Приник к пустоте   порога.
О чем  ночью птицы пели,
И кто их теперь встречает? 
В Убра пусты колыбели,
Лишь ветер траву качает.
Ночь гложет слоистые скалы
Над кладом руин и камней,
Старинные  плиты устало
Встречают остывших гостей.
Их лбы холодны, как стража,
И путь стерегут ветра.
Для родины  смерть не кража -
Последний поклон Убра.

Вот и место поклонения

DSC02969

открываем дверь и входим....
Хорошо, что Миясат Шурпаева накануне научила меня молитве...
DSC02970

Что поразило и порадовало: здесь же убринцы разместили фотографии односельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны

DSC02973


DSC02974


В Великую Отечественную войну на фронт ушли 100 человек, вернулась ровно половина - 50 человек. Орденов удостоены: Битанов Абдулкерим - орден Отечественной войны I степени; Бугаев Абдуллах - ордена Красной Звезды и Отечественной войны I и II степеней; Гасанов Магомед - ордена Отечественной войны I и II степеней; Исаев Алил - орден Отечественной войны I степени; Исаев Иса - ордена Красной Звезды и Отечественной войны I степени; Мамаев Ахмед - ордена Красной Звезды и Отечественной войны I и II степеней; Муртазалиев Шамсутдин - орден Отечественной войны I степени; Мусиев Магомед - ордена Красной Звезды и Отечественной войны I и II степеней (участник Парада Победы на Красной Площади в 1945 г.); Нажаев Мугад - орден Отечественной войны I степени; Чавтараев Цахай - орден Отечественной войны I степени; Шамсутдинов Курбанисмаил - орден Отечественной войны I степени.

Старший лейтенант милиции Алибуттаев Сиражутдин геройски погиб под Первомайском в 1996 году, посмертно награждён орденом Мужества.

За успехи в трудовой деятельности получили ордена: Магомедов Магомед-Садык - орден Ленина, Магомедов Магомед - орден "Знак Почёта", Газалиев Яраги - кавалер двух орденов Трудовой Славы.


Яраги - отец Абдула и брат моего отца.
Здесь похоронены и мои предки
DSC02972

каждый памятник можно разглядывать бесконечно

DSC02971

многие камни расположены попарно. Остается догадываться, кто бы мог здесь быть похоронен. Вот бы кто написал книгу о тех, кто здесь покоится... В книге истории важна каждая страница

DSC02987

Воинство... Даже мертвые, они непобедимы

DSC02975

заросшее кладбище, но я больше люблю эту первозданность и "дикость", чем ухоженность - так больше чувствуется  время, вечность неба и земли, перед которыми каждый остается наедине
DSC02981


На этот раз я не была у воспоминаний о старинной мечети Убра, фотографии я уже размещала

Еще одна достопримечательность Убра, сохранившаяся с древних времен, - это мечеть. В стенах полуразрушенной уб-ринской мечети и сегодня имеются камни с надписями, представляющими для специалистов большой интерес. По фотографии, снятой мною в 1985 году, М.Г. Нурмагомедов прочел надпись, сделанную на арабском языке на камне в боковой стене мечети: «Кто строит мечеть, тому Аллах построит дом в раю. Мечети строятся только Аллаху, не взывайте ни к кому другому. Мечеть построена в 720 году хиджри  (в 1303 году н.э.).

Надпись на камне над воротами, к сожалению, расшифровать не удалось; по мнению компетентных лиц, это, видимо, аят из Корана. Удалось только расшифровать дату хиджри-1313 (видимо, дата строительства последней мечети - 1896 год н.э.) и имя строителя - Цаххай.

Надо полагать, что почти за семьсот лет своего существования убринская мечеть перестраивалась неоднократно. Кроме упомянутой выше перестройки, достоверно известно еще об одной (от Асадуллаха Дибирова и других жителей Убра) - это было при Убри, значит, в начале XVIII века. Магомед Убри построил на свои средства большую мечеть на месте старой, маленькой. Чтобы не прерывать религиозных отправлений, новая мечеть была построена над старой, которую снесли лишь после завершения строительства новой.

На каком языке говорит твоя ночь, на каком языке?
Спит короткая память столетий в насечке кладбищенских дат,
Время вязнет шершавой печалью в  наскальной строке,
Осыпается щебнем в ладони  грядущих  утрат.

Семь веков поминают свой дом на руинах мечети Убра,
Подставляют могучие плечи оседающим в землю камням,
И рассветные ветры сотрут им испарину силы со лба,
И наполнят студеной росою тоску по засохшим корням.

Семь веков поминают свой дом на руинах мечети Убра
И читают священные книги кладбищенских дат,
Чтоб, проверив ушедшую жизнь на скрижалях добра,
Сохранить ее речь на погосте надежд и утрат...
возвращаемся уже в машине. Вот ферма, о которой мама так много рассказывала, где прошла ее молодость
DSC02995


Черствеет голос,  хлебный колос смят,
В кармане пастухи хранят зерно пшеницы,
И валунов бесчисленный отряд
К воде припал, чтоб памятью напиться

Иссушено забвением УбрА,
Под облаками - кладбище закатов,
Горит в горах до полночи с утра
Роса в мильон потерянных каратов.

Моих отцов и прадедов земля!
Хранят поля тепло ладоней мамы,
Здесь кремень жарче солнца и огня
И пыль дорог дороже царских храмов.

Я трещины земли целую, как ладонь,
С камнями говорю, как с целым миром.
Здесь полдень спит, как в очаге огонь,
И грезит дом водой и  хлебом с сыром.

Тимьян горчит, обмануто зерно,
В полях цикады горячи, как лица,
И было мне стихами суждено
Любить свой крест и в небо возвратиться.


DSC02994

Tags: Убра; малая родина
Subscribe

  • фестиваль "Кунаки" в Черкесске

    Фестиваль документального кино Юга России проходит уже в седьмой раз, постоянную прописку все эти годы он имел в Сочи-Лазаревское, а в этом году он…

  • Аланка Уртати

    Сегодня проводила Аланку Уртати, писательницу из Владикавказа, давно живущую в Москве. Ее творчество интересно безотносительно к месту проживания, но…

  • На празднике школы в Шовкра.

    Вот какие должны быть самые важные политические мероприятия - день рождения школы! Сельской школе в Шовкра исполняется сто лет. Мне нравится, что в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • фестиваль "Кунаки" в Черкесске

    Фестиваль документального кино Юга России проходит уже в седьмой раз, постоянную прописку все эти годы он имел в Сочи-Лазаревское, а в этом году он…

  • Аланка Уртати

    Сегодня проводила Аланку Уртати, писательницу из Владикавказа, давно живущую в Москве. Ее творчество интересно безотносительно к месту проживания, но…

  • На празднике школы в Шовкра.

    Вот какие должны быть самые важные политические мероприятия - день рождения школы! Сельской школе в Шовкра исполняется сто лет. Мне нравится, что в…