mari_sheihova (mari_sheihova) wrote,
mari_sheihova
mari_sheihova

Categories:

Новая встреча в литературном кафе




Это мы перед началом встречи. Заряжаемся:)

20 августа в Литературном кафе прошла встреча с Мусой Асельдеровичем Гаджиевым, когда я представила его как доцента филологического факультета ДГУ, он меня поправил: «Я считаю себя прежде всего школьным учителем». Я очень люблю людей, кто гордится этим званием. Так же и Эльвира Горюхина поправляет, когда её представляют как профессора, «Золотое перо России» и т.д. Cвидетельствую: Муса Асельдерович - Учитель милостью Божьей. Когда я впервые привела студентов на урок к нему в класс, это был шок для студентов: во-первых, ученики начальных классов на таком уровне говорили о литературе (в частности, о мифологии), что никто из студентов не смог бы включиться в этот диалог, он проигрывал во всем: в знаниях, в увлеченности, в чувстве равноправия, в умении ощущать и понимать анализ произведения как способ жизни и мышления. Студенты «заболели» Мусой Асельдеровичем. Некоторые начали сами по своему желанию ходить на его уроки в школу. Для меня же было важно, чтобы студенты увидели подлинную планку высоты учительской профессии, ощутили, какой это потрясающий «наркотик»- школа и дети. И еще я хотела, чтобы они увидели наяву: нет тем, недоступных для детей, а уровень их проникновения в текст равен умениям самых лучших ученых, только еще интереснее, потому что непосредственно, живо, с ними вдребезги разбиваются все рутинные педагогические представления.
Про «во-вторых» не буду, это отдельная тема. Добавлю лишь, что он умеет читать стихи так, что его ученики сразу становятся стихоманами. Я не удержалась и начала вечер с вопроса: «Как вы, аварец, стали воплощением образа русского интеллигента, при этом не изменив ничему подлинному в себе?» Собрались мы в клубе для того, чтобы послушать стихи в исполнении Мусы Асельдеровича: после того вечера, где он прочитал несколько моих стихотворений из Пиросмани, народ захотел отдельной встречи и новых стихов. И было это ни с чем не сравнимое роскошество поэтической встречи: ранний Маяковский, Цветаева, Ахаматова, Бродский. Ему хотелось говорить о любимых поэтах, оказавших на него влияние на самых разных этапах жизни, мне хотелось говорить и о нем самом. Несмотря на его и мои попытки сопротивления друг другу, встреча получилась интересной. По крайней мере, так долго мы еще никогда не «заседали». А самый удивительный итог вечера сформулировала Фарида Хабибовна, беспощадный критик и тонкий знаток поэзии. Она сказала то, что бессознательно чувствовали присутствовавшие некогда студенты филфака, и сказала так проникновенно, что все замерли (такие моменты, по-моему, называются катарсисом). Я не помню дословно, она благодарила Мусу за то, что благодаря ему сегодня произошла встреча с нашим Учителем – Самсоном Наумовичем Бройтманом, за то, что он как никто из нас явил в себе Ученика. И это чистая правда. Было мистическое ощущение, что С.Н. здесь. Я видела и слышала в движениях, жестах, интонациях нашего Бройтмана, Бога Поэзии, ученого с мировым именем, специалиста по поэтике лирики, который много лет преподавал в нашем университете и без которого факультет почти ничего не значит. Все мы обязаны своим становлением ему, мы даже не представляем себе, как много он нам дал, маленький, скромный еврей, безумно любивший Дагестан, открывший нам русскую литературу так, как никто не смог бы это сделать, живший много лет в студенческом общежитии, проработавший после окончания университета в далеком высокогорном аварском селении. Так получилось, что пока я записывала этот пост, мне позвонила съемочная бригада из Москвы, и мы поехали в музей искусств на встречу с Джамилей Дагировой, подвижницей, хозяйкой частной художественной галереи, и она рассказывала о художнике, оказавшем колоссальное воздействие на развитие современной дагестанской живописи, - об Эдуарде Путерброте. Она говорила о том, какой вклад внесли евреи и русские в то, чтобы мы смогли понять сами себя. Джамиля рассказывала о Сталине Андреевне, жене Самсона Наумовича, без имени которой нет ни одного выдающегося дагестанского художника, а я вспоминала, как она приходила к нам, студентам филфака, и показывала слайды, открывала имена импрессионистов… Сегодня молодое поколение художников, говорила Джамиля (а я думала об учителях, журналистах) очень амбициозно, самонадеянно, не начитанно («а я так думаю», «а я так вижу» - да ты ни видеть, ни смотреть не умеешь), сегодня нет Учителей, и все разрешено…О многом другом шла речь, но об этом не сейчас.
Вернусь к вечеру. Так вот, мы в итоге вспомнили имена гремевших в республике учителей: Лина Николаевна Саволайнен, Софья Оскаровна Пастернак, Руфина Дмитриевна Корженевская, Маргарита Аванесовна Астратьянц, Анна Рамазановна… Какие имена, сколько личностей они проявили и вырастили… Как благодатно было влияние русских и евреев на Дагестан и дагестанцев, и понятно, почему они не хотели отсюда уезжать, почему любили Дагестан: потому что это очень обучаемый народ, благодарный, умеющий сохранять свое корневое и обогащать себя через открытость миру, жадность к новому, прекрасному.
Фаина Графченко очень тепло и эмоционально говорила в завершение вечера о впечатлениях. Сказала за всех так, как это должно артисту, чтецу-декламатору (следующая суббота – встреча с ней). О том, что счастливы ученики, кому хоть на один урок удалось пересечься с личностью Учителя. В клубе сидел и Дауд Асадулаевич, и было здорово ощущать, что есть у нас прекрасные мужчины-педагоги, не изменившие этому Пути, несмотря на свой ум, авторитет, незаурядность. Чаще всего такие люди уходят из педагогики. Про «Мастера и Маргариту» уже не успели поговорить, решили, что проведем еще одну встречу с Мусой Асельдеровичем (он автор исследований по роману).
А московские журналисты снимают фильм о другом Дагестана, Дагестане, где что ни шаг- то талант и личность, где параллельно с кондовой официозной вертикалью живет и бьется горизонталь, в которой подлинно и творится жизнь, в которую, как в подполье, ушли культура, духовность, подвижничество. Сегодня они встретились с Мурадом Халиловым, художником, режиссером, завтра я их повезу к Супьянову, Художнику, я им дала координаты девочки-первокурсницы, которая провела по республике акцию в поддержку Японии «Пусть снова зацветет сакура», а еще только навскидку я могу назвать столько имен… Нужны ли они стране, где востребованы собчачки и криминал? Как долго еще будет Дагестан поставлять криминальную хронику? Пересекутся ли когда-нибудь эти два Дагестана?
Дописываю пост сегодня, после встречи с художником Супьяновым в его мастерской. Боже мой, из каждой его фразы Тарковский бы сотворил гениальные фильмы. Оператор и режиссер не верит своей удаче: такую личность он не встречал. Материал на несколько фильмов.
Tags: было хорошо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments